Дети времён войны в киноальманахе "Горизонт"
Многое может почерпнуть подросток из сюжета «Рожденные из пепла» (сценарий А. Гастева, режиссер Я. Миримов). Авторы знакомят нас с руинами одного из знаменитых древнерусских новгородских храмов, разрушенных фашистами в годы нашествия, показывают сложнейшую реставрационную работу, которую ведут художники, архитекторы, искусствоведы. И за этим упорным трудом реставраторов, по мельчайшим обломкам и деталям восстанавливающих храм и украшавшие его фрески XIV века, словно между строк читается главная, тема — восхищение трудом, преданность своему делу, Родине, уважение к святыням народа. Один только кадр в этом сюжете — с лошаденкой, запряжённой в телегу, на которой лежат по крохам собранные остатки уникальных фресок, — будничный кадр на фоне привычной шири среднерусского пейзажа, говорит душе, открытой для поэзии и красоты, больше, чем иные ученые трактаты.
«Рожденным из пепла» близок по теме сюжет другого альманаха — «Десятая глава» (сценарий Н. Лосевой, Е. Рейна, режиссер М. Таврог), рассказывающий о замечательной находке литературоведов — одном листке зашифрованной пушкинской рукописи, о кропотливом исследовании, в результате которого были расшифрованы отрывки из десятой главы «Евгения Онегина», считавшейся уничтоженной.
Общеизвестно, что спектр интересов и увлечений юношества практически безграничен — загадки и достижения науки, техники, вопросы культуры, искусства, путешествия, приключения, фантастика, спорт, моральноэтические проблемы, — и вполне естественно, что киноальманах в какой-то степени должен соответствовать многообразию духовных запросов юного зрителя. К сожалению, морально-этические проблемы — один из наиболее слабых разделов в альманахе. Посвященные им публицистические очерки хотя и регулярно появляются на его страницах, но их уровень — и в постановке вопросов и в качественном, кинематографическом отношении оставляет желать много лучшего.
Пожалуй, единственный удачный пример такого публицистического опыта — сюжет «На аллее героев» (режиссер А. Сергеев), где скромно и тактично показана хорошая традиция пионерской организации Волгограда. Здесь лучшим школьникам, самым достойным оказывается высокая честь нести вахту в почетном карауле у вечного огня, там, где покоится прах героев — участников Сталинградской битвы.
Авторы сюжета сознательно обходятся без дикторского сопровождения, а потому особую силу обретают кадры» в которых мы единственный раз слышим синхронную речь ребят, произносящих присягу: «Клянусь до конца дней своих быть достойным памяти погибших... Клянусь стойко охранять их покой...»
Мы видим лица подростков — ощущаем чистоту, непосредственность их чувств, душевную взволнованность и порыв, когда слышим звучащее, как эхо: «Клянусь!..»
Неудачным, невнятным — и в замысле и в средствах его реализации — представляется сюжет «Наш девятый» (сценарист и режиссер Б. Гольденбланк) — попытка сочетания документальных зарисовок из жизни ребят рядового школьного класса с записями их высказываний на тему о смысле жизни, их мечтах, их взаимоотношениях между собой и учителями. К сожалению, на экране получилась странная смесь бодряческого оптимизма, сентиментальности, неестественности, «наигрыша», ложной многозначительности.
Не на уровне публицистических задач альманаха и сюжет «Дети и война» (сценарий Н. Лосевой, режиссер Б. Гольденбланк). Лишь два эпизода действительно отвечают поставленной в этом фильме задаче. Это кадры, связанные с блокадой Ленинграда (эвакуация детей, детские рисунки того времени), и кадры награждения юных бойцов. Они по сути и форме связаны с главной темой, и война в них предстает увиденная как бы глазами детей. Сильные эпизоды, но они занимают всего лишь тридцать-сорок метров. А в целом весь фильм сводится к тому, что под хрестоматийные хроникальные кадры подкладывается текст, ведущийся как бы и от лица детей времен войны. онлайн казино отзывы - инструкция от А до Я.